В 1933 году в южной горловине станции Кузнецк-Товарный было начато строительство Новокузнецкого вагонного участка Томской железной дороги, который был введен в эксплуатацию в 1935 году.
В 1961 году Томская дорога была переименована в Западно-Сибирскую дорогу, а участок переименован в вагонное депо Новокузнецк-Сортировочный. За все время существования депо прошло через многие этапы реорганизации.
Для увеличения производственных мощностей велась работа по техническому перевооружению и оснащению депо новым технологическим оборудованием. Был запущен новый участок по ремонту тележек, увеличена площадь участка по ремонту колесных пар, запущены новейшая автоматизированная линия измерений и сортировки пружин рессорного комплекта грузовых вагонов «Лазер М» и автоматизированная установка для измерения геометрических параметров тележек «Спрут М» и многое другое.
С 2011 года депо вошло в состав АО «ВРК-2», а с 2020 года становится частью активов ООО «НВК».
Предприятие может проводить плановый ремонт около 5 тыс. вагонам в год, для чего в вагоносборочном цехе располагаются 9 стационарных позиций, и 5 позиций для проведения текущего отцепочного ремонта.
Основная специализация депо связана с ремонтом полувагонов (в т.ч. инновационных производства УВЗ), крытых, платформ, думпкаров, хопперов различных видов.
Профессиональный штат депо насчитывает 217 человек.